Стандарт оснащения процедурного кабинета
Стандарт оснащения процедурного кабинета
Процедурный кабинет – это неотъемлемая часть любого медицинского учреждения. Здесь делают инъекции, забор крови, мазков из носа и горла, проводят простейшие терапевтические манипуляции. Оснащение процедурного кабинета должно соответствовать стандартам, установленным государством. От наличия специализированного оборудования и инструментария зависит качество медицинских услуг.
Нормативные документы
Чтобы процедурный кабинет мог нормально функционировать, Министерство здравоохранения РФ разработало перечень требований к его оснащению. Они содержатся в приказе № 1317н от 11.12.2020 и СанПиН 2.1.3678-20. Обустраивать процедурный кабинет нужно в соответствии с требованиями, которые приведены в этих нормативных актах. Исключением может стать оснащение помещений по стандартам профильных отделений, где оказывают специализированную помощь.
Невыполнение требований к организации работы процедурного кабинета может стать причиной лишения лицензии на медицинскую деятельность. Чтобы начать частную практику, необходимо ознакомиться с условиями лицензирования, которые содержатся в постановлениях Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 и № 1327 от 08.12.2016.
Процесс получения лицензии достаточно трудоемкий: клинике необходимо собрать большой перечень документов, получить экспертное заключение об оснащении кабинета, разрешение от санэпиднадзора и других контролирующих органов.
Консультанты из «Академии профессиональных стандартов» обеспечивают полное сопровождение на всех этапах лицензирования с гарантией положительного результата. В услуги компании по получению лицензии на процедурный кабинет входит:
- помощь в сборе документов на помещение и оборудование;
- подготовка заявления в контролирующие органы;
- проверка процедурного кабинета на соответствие стандартам, установленным законодательством;
- исправление замечаний экспертов;
- взаимодействие с лицензирующими органами до получения лицензии.
Весь процесс лицензирования занимает от 25 дней. Дополнительно «Академия профессиональных стандартов» помогает в выборе оборудования.
Требования к процедурному кабинету
При оснащении процедурного кабинета важно обеспечить комфорт и безопасность как для специалистов, которые там работают, так и для пациентов. Необходимо, чтобы помещение соответствовало нормам санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности.
Строгие требования выдвигаются к освещению, климатическим условиям, оборудованию и инструментарию для лечения больных, к расходным материалам и медикаментам.
Расположение
Процедурный кабинет должен находиться в здании частного или государственного медицинского учреждения. Это обязательно должно быть обособленное помещение, огражденное от контакта с внутрибольничными инфекциями, так как в нём проводят инвазивные процедуры. Если процедурный кабинет расположен в инфекционном отделении, то потребуется организация отдельного выхода и шлюза.
Пространство в кабинете разделяют на несколько зон:
- стерильная. Здесь хранятся стерильные медицинские инструменты и перевязочный материал. Манипуляционный стол с инструментами очищают каждые шесть часов;
- рабочая. Это зона, где медсестра проводит лечебные манипуляции. Здесь находится кушетка, шкаф с препаратами, стол с необходимым оборудованием: препаратом для измерения давления, штативом для капельницы, жгутами и т. д.;
- хозяйственная. Это зона, где установлена раковина для мытья рук, отведено место для хранения дезинфицирующих средств, емкостей с использованными инструментами.
Зонирование позволяет поддерживать стерильность в процедурном кабинете.
Требования к площади
Согласно стандартам, под процедурный кабинет необходимо выделить помещение площадью не менее 12 м2. Высота потолков должна составлять от 2,6 м.
Отделка кабинета
Помещение должно быть светлым и чистым. Важные требования выдвигаются к покрытию стен, пола и потолка. Оно должно быть устойчивым к постоянной влажной уборке. Подойдет водонепроницаемый материал:
- для пола – линолеум, керамическая или глазурованная плитка, керамогранит;
- для стен – плитка, стеновые панели;
- для потолка – влагостойкая краска, подвесные, подшивные или натяжные системы.
На все материалы потребуются сертификаты качества, подтверждающие разрешение для применения в медицинских учреждениях.
Все стыки должны быть герметичными: нельзя, чтобы на поверхности покрытия были сколы, в которые может попадать влага. Сопряжение стен и пола закрывают плинтусом с закругленными углами. По возможности косметический ремонт делают ежегодно.
Освещение
В процедурном кабинете может не быть естественного освещения, однако окна для проветривания всё же нужны. Для качественного выполнения манипуляций в помещении должно быть светло. Оптимальный уровень искусственного освещения рабочей зоны – 500 люкс. Его поддерживают с помощью светильников с лампами накаливания или люминесцентными лампами, которые имеют рассеиватели.
Коммуникации
В процедурном кабинете должна быть горячая и холодная вода, система водоотвода. В «грязной» зоне устанавливают раковину для мытья рук, оборудованную смесителем с локтевым или бесконтактным управлением. Это позволяет снизить риск распространения инфекционных заболеваний, обеспечивает безопасность для медперсонала и пациентов.
Климатические условия
Процедурный кабинет должен быть хорошо вентилируемым. Для здорового микроклимата в помещении потребуется система приточно-вытяжной вентиляции. Кроме того, нужна возможность естественного проветривания.
Чтобы поддерживать оптимальную температуру воздуха – не ниже 20 ˚С, – следует установить кондиционер. Отопительные приборы крепят на наружные стены. Их поверхность должна быть гладкой, устойчивой к воздействию дезинфицирующих средств. Комфортная влажность воздуха составляет 60–65 %.
Для кварцевания в помещении устанавливают бактерицидные облучатели. Обеззараживание воздуха проводят строго по графику. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, два раза в день в помещении делают плановую влажную уборку с применением дезинфицирующих растворов, генеральная требуется раз в неделю.
Перед каждой манипуляцией медсестра должна обеззараживать руки, поддерживать чистоту рабочей зоны, проводить стерилизацию инструментов. По стандарту запаса моющих и дезинфицирующих средств должно хватать на три дня.
Персонал
Все лечебно-профилактические процедуры выполняют медсестры по назначению врача. В своей работе они придерживаются правил асептики и антисептики. Помимо выполнения инъекций, инфузионной терапии, ассистирования врачу, медсестры могут оказывать первую доврачебную и экстренную помощь. Для этого они должны иметь соответствующий уровень подготовки. Освоить курсы повышения квалификации и подготовиться к аккредитации можно в «Академии профессиональных стандартов». Обучение проводится с использованием дистанционных технологий, поэтому специалистам не требуется прерывать трудовую деятельность. По окончании программы медики получают свидетельства установленного образца.
Оборудование процедурного кабинета
В процедурном кабинете проводится множество разноплановых манипуляций, поэтому в нём должно быть всё необходимое основное и вспомогательное оборудование. Оснащение может зависеть от специфики медицинской деятельности. По стандарту в кабинете должна быть следующая мебель:
- рабочее место медицинской сестры. Это стол, стул, ПК с доступом в Интернет;
- медицинская кушетка. Предназначена для капельниц и внутримышечных инъекций. Располагается в рабочей зоне недалеко от манипуляционного стола. Желательно, чтобы она имела регулируемый подголовник;
- кресло для забора крови. Его чаще всего ставят при входе. Есть модели с электроприводом и ручным регулированием высоты;
- манипуляционный стол – 2 шт. Его ставят в стерильной зоне, в выдвижном ящике могут храниться шприцы в упаковках, инфузионные системы, катетеры. На одном столе размещают пробирки для крови, жгут и локтевой валик;
- ширма. Предназначена для создания приватной зоны при выполнении медицинских манипуляций;
- стол для хранения медикаментов и расходных материалов. Представляет собой медицинскую универсальную тележку с несколькими секциями;
- шкафы. Их в процедурном кабинете должно быть четыре единицы: для хранения инструментов и стерильных расходных материалов, медикаментов, медицинских изделий и документов;
- холодильник, где хранятся медикаменты. В нём должен быть установлен термометр. Необходимо поддерживать температуру в пределах +2…+8 ˚С. Обязательно ведется журнал температурного режима;
- стулья для пациентов. В оснащение процедурного кабинета для удобства медицинского персонала и больных также может входить другая мебель.
Рабочее место медсестры оборудуется отдельно с учетом санитарно-эпидемиологических норм. Вся мебель должна иметь влагостойкие поверхности.
Для выполнения внутривенных, внутримышечных и подкожных инъекций, забора венозной или капиллярной крови, вливания растворов в вену, перевязки потребуется следующее оборудование:
- емкость для колюще-режущих отходов. Должна находиться рядом с манипуляционным столом;
- контейнеры для дезинфекции инструмента. В них помещают многоразовый инструментарий сразу же после выполнения медицинских манипуляций;
- контейнер для хранения стерильного инструмента. Он должен плотно закрываться;
- термометр, тонометр, стетофонендоскоп. Предназначены для стандартного осмотра пациента;
- бактерицидный облучатель. Необходим для кварцевания помещения;
- штатив для капельницы. Это приспособление на колесах с держателем для трансфузионных систем;
- инструментарий и расходные материалы. Помимо мебели и оборудования, процедурный кабинет оснащают расходными материалами. Обязательно должны быть простыни, салфетки, перевязочные изделия, средства индивидуальной защиты, одноразовые шприцы, шпатели, скарификаторы, инфузионные системы, бинты, вата, дезинфицирующие средства и т. д.;
- противошоковая укладка. Предназначена для оказания экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях: анафилактическом шоке, инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, риске парентерального заражения ВИЧ, вирусным гепатитом и другими инфекциями. Ее наличие и комплектацию в первую очередь проверяют надзорные органы. Она должна содержать лекарственные препараты, шприцы, катетеры, жгуты, стерильный бинт и вату, бактерицидный лейкопластырь;
- аптечка первой помощи. В комплектацию входит этиловый спирт, спиртовая настойка йода, бинт, салфетки, марлевые шарики и бактерицидный лейкопластырь.
Все моющие и дезинфицирующие растворы хранят в заводских упаковках с этикетками в хозяйственной зоне. Под их размещение отводят отдельную тумбочку, где также находится мерная посуда и уборочный инвентарь. При входе в помещение необходимо поставить контейнер с бахилами.
Чем разнообразнее оборудование в процедурной, тем большее количество манипуляций можно выполнять. Именно поэтому руководству лечебного учреждения стоит позаботиться о максимально полном оснащении процедурного кабинета.
Использованы материалы сайта АНО ДПО «Академия профессиональных стандартов».